
Искусствовед Елизавета Лихачёва раскритиковала пластиковую копию горельефа со Сталиным в метро
Искусствовед Елизавета Лихачёва в своём блоге назвала восстановление горельефа «Благодарность народа вождю-полководцу» в переходе метро «Таганская» пиар-ходом и подделкой, а не реконструкцией, сообщает её публикация.
По словам Лихачёвой, пластиковая копия, созданная на 3D-принтере и грубо покрашенная под фарфор, не имеет отношения к искусству. Оригинал 1950-х годов — сложная фарфоровая скульптура, требующая мастерства скульпторов, формовщиков и технологий Гжели или Дулёва. Нынешняя же версия, основанная на единственной фотографии из Музея архитектуры им. Щусева, — «халтурная болванка», призванная вызвать «патриотический хайп».
Лихачёва отмечает, что шум вокруг возвращения образа Сталина отвлекает от реальных проблем: подлинные артефакты советской эпохи, такие как статуи на станции «Площадь Революции», разрушаются. Бронзовые собаки теряют патину, их носы стираются, но метрополитен игнорирует эти утраты. В бытность директором Музея архитектуры она неоднократно предлагала метрополитену заняться сохранением декора станций, но ответа не получила.
«Настоящая реставрация не приносит дешёвой славы, а пластиковый «Сталин» — приносит», — пишет Лихачёва, называя проект примером поверхностного отношения к истории. Она считает, что использование сложной исторической фигуры для рекламных целей и её замена технологической подделкой демонстрируют безответственность.