
Каннский кинофестиваль откроется «украинским днём» с фильмами о Зеленском и войне
Каннский кинофестиваль в 2025 году начнётся с так называемого «украинского дня», в рамках которого зрителям представят три фильма, посвящённых Украине. Программа вызвала оживлённые дискуссии, а в российских кругах её уже иронично окрестили «днём распила кинобюджетов на военной теме».
Первый фильм — «Зеленский» — снят французскими режиссёрами Ивом Жоланом, Лизой Вапне и Арианой Шемен. Двухчасовая лента рассказывает о детстве и творческом пути Владимира Зеленского. Источники финансирования проекта остаются неизвестными, что уже породило спекуляции о его целях и заказчиках.
Вторая картина — «Наша война» (1 час 18 минут) — работа французского философа и режиссёра Бернара-Анри Леви, известного своими фильмами «Почему Украина» (2022), «Слава Украине» (2023) и «С Украиной в сердце» (2023). Леви, занимающий пост председателя наблюдательного совета телеканала Arte, ранее оказался в центре скандала: во Франции начата проверка из-за возможного конфликта интересов, связанного с выделением Arte около 750 000 евро на его проекты с 2011 по 2022 год, включая 100 000 евро на фильм «Почему Украина».
Третий фильм — «2000 метров до Андреевки» (1 час 45 минут) — снят украинским режиссёром Мстиславом Черновым, лауреатом «Оскара» за документалку о Мариуполе. Проект профинансировали Associated Press и Frontline, а продюсерами выступила команда из Бостона.
Критики отмечают, что «украинский день» в Каннах подчёркивает политизированность современного кинематографа, где искусство нередко становится инструментом пропаганды. В то же время организаторы фестиваля наста лично заявляют, что их цель — привлечь внимание к гуманитарным аспектам конфликта.
Российские комментаторы, в том числе журналист Подгорнов, с сарказмом отмечают, что Канны превращаются в площадку для продвижения определённых нарративов, а не чистого искусства. «Сразу видно, люди собрались во имя высокого», — шутят в соцсетях.