Маркетплейсы стали лидерами по продажам смартфонов
В первом полугодии 2023 года маркетплейсы опередили сотовых операторов по продажам смартфонов. Почему растут продажи на маркетплейсах?
По словам Михаила Бурмистрова, генерального директора «INFOLine-Аналитики», это вполне ожидаемо. Он объясняет, что маркетплейсы становятся всё более значимыми игроками на рынке онлайн-продаж в различных сегментах, включая fashion, детские товары и товары для дома. Сейчас мы видим аналогичную ситуацию и на рынке мобильных устройств.
Аналитик отмечает, что основными преимуществами крупнейших мультикатегорийных маркетплейсов являются их широкий ассортимент и возможность для покупателя формировать комплексную корзину. Это достигается за счёт использования высокоэффективных рекомендательных алгоритмов.
Бурмистров считает, что у федеральных сетей ещё есть шанс догнать маркетплейсы. Однако он также отмечает, что ассортимент маркетплейсов в части более дорогих товаров стал менее привлекательным для клиентов из-за сложностей с финансовым взаимодействием между Россией и Китаем и снижения порога беспошлинной торговли весной. Крупные игроки, по его мнению, способны более эффективно работать с китайскими поставками.
В «Марвел-Дистрибуции» объясняют рост спроса на смартфоны на маркетплейсах повышением доверия покупателей к онлайн-продажам, удобством самих площадок и доступностью товаров, особенно в регионах. Они прогнозируют, что маркетплейсы и дальше продолжат увеличивать свою долю в продажах электроники и бытовой техники.
Среди ключевых факторов преимущества маркетплейсов перед другими игроками в Ozon назвали широкий ассортимент на «безграничной» полке, удобство покупки товаров разных категорий в одном приложении, высокую конкуренцию разных производителей и продавцов, позволяющую клиенту выбрать выгодные предложения.
В пресс-службе «Яндекса» также назвали быстрые сроки доставки с различными способами получения, широкую географию и различные способы оплаты – онлайн, при получении или частями – в качестве преимуществ.
В «МегаФоне» тоже связывают рост сегмента смартфонов на маркетплейсах с ассортиментом и регулярными акциями на площадках.
Однако ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что рост спроса на маркетплейсах в большей степени связан не с удобством, а с более низкими ценами. По его мнению, это связано с «победным шествием» «МегаМаркета».
«Маркетплейс дисконтирует товары и субсидирует их. В 2023 году рост продаж смартфонов на «МегаМаркете» был обусловлен именно субсидиями», — отметил он. Однако Муртазин сомневается в том, что маркетплейсы обогнали федеральные сети. По его мнению, последние остаются крупнейшим каналом продаж электроники и занимают до половины рынка.
Введение параллельного импорта ослабило контроль поставщиков за ценами, особенно в отношении товаров топовых производителей, таких как Samsung или Apple. Из-за этого цены в разных каналах продаж начали существенно отличаться.
«В итоге маркетплейсы, которые имеют большие инвестиционные возможности и легко уходят в убыток, в отличие от торговых сетей, которые живут на прибыли, могут уронить цены на топовые товары, особенно смартфоны», — рассуждает партнёр Data Insight Фёдор Вирин. Он также отмечает, что в условиях отсутствия контроля за ценами от вендоров маркетплейсы и дальше будут увеличивать свою долю в наиболее понятных для потребителя категориях электроники и бытовой техники, где высокий средний чек сочетается с прозрачностью и «одинаковостью» товаров у различных продавцов.