Российский газ буксует на пути к Китаю: Пекин требует скидок и доступа к запасам — MediaStrana

Российский газ буксует на пути к Китаю: Пекин требует скидок и доступа к запасам

Несмотря на то, что российские экспортёры успешно осваивают азиатский рынок энергии, наша страна сталкивается с рядом проблем, которые мешают расширению поставок в восточном направлении. Особенно тревожит судьба газопровода «Сила Сибири — 2». Сроки начала и завершения строительства остаются неопределёнными, и Китай, который является основным покупателем газа по этому маршруту, выдвигает новые требования к проекту, с которыми, вероятно, придётся согласиться.

Россия продолжает постепенно переориентировать поставки энергоресурсов с запада на восток, как и было обещано. Только за одиннадцать месяцев 2024 года наша страна, по данным Bloomberg, экспортировала в Китай более 29 миллиардов кубометров газа по трубопроводу, что на 40% больше, чем за тот же период 2023 года. В октябре и ноябре суточные поставки газа в Китай побили сразу несколько исторических рекордов.

Поставки газа в Европу также увеличились на 14%, но в товарном выражении объёмы, перекачиваемые на запад по трубопроводам, всё же меньше — около 28 миллиардов кубометров.

Азиатский рынок топлива, по словам Андрея Лободы, экономиста и директора по внешним связям BitRiver, стал для России удобной площадкой для сбыта углеводородов после того, как европейские страны сократили прямые закупки наших энергоресурсов. Развитие и укрепление сотрудничества выгодно обеим сторонам.

Для восточного региона, промышленные мощности которого за последнее десятилетие, в основном благодаря Китаю, увеличили свою долю в международных торговых отношениях с 21% до 57%, требовался надёжный партнёр, способный удовлетворить растущие потребности в энергоносителях. Российские производители, обладающие необходимыми ресурсами для удовлетворения спроса импортёров, нуждались в новой платформе для долгосрочного сбыта ликвидных и востребованных объёмов топлива, защищённой от влияния европейских и американских юридических структур.

Россия не упустила возможность получить более гибкую форму торговли энергоресурсами. Российские производители успешно реализовали заранее подготовленный сценарий расширения поставок газа китайским покупателям по современному трубопроводу, который получил название «Сила Сибири — 1». Китай стал основным потребителем сырья, экспортируемого по этой магистрали. Потенциал углеводородов, которым обладали отечественные недропользователи, впечатлил заинтересованных в проекте потребителей.

В качестве ресурсной базы «Силы Сибири — 1» были выбраны крупнейшие на востоке России Ковыктинское и Чаяндинское месторождения с общими запасами в 3 триллиона кубометров. При текущих темпах наращивания поставок проектная мощность трубопровода будет достигнута раньше запланированного срока — не в 2027 году, а уже в 2025 году.

Первая газовая магистраль, проложенная в Китай, должна была стать не единственным способом экспорта «голубого топлива» в азиатские страны. В конце 2000-х годов российские компании, занимающиеся добычей газа, задумались о расширении экспорта за счёт строительства ещё одного трубопровода.

После обсуждения различных вариантов было решено назвать новую магистраль «Силой Сибири — 2». Однако с реализацией проекта не спешили. Прежде чем удвоить поставки углеводородов на восток, нужно было оценить, сможет ли азиатский рынок освоить дополнительные объёмы энергии. В противном случае после завершения строительства экспортный канал стоимостью до 15 миллиардов долларов мог оказаться полупустым, и тогда о его окупаемости не было бы и речи.

Предварительные расчёты были оптимистичными. Промышленность Китая росла на 10–12% в год, что подтверждало востребованность «Силы Сибири — 2» в долгосрочной перспективе. В середине 2010-х годов Москва и Пекин начали обсуждать детали строительства трубопровода. Рассматривались различные варианты маршрута будущей магистрали.

Российский участок было удобнее всего построить параллельно с «Силой Сибири — 1». Для прокладки зарубежных транзитных веток, по которым газ будет поступать на китайский рынок, рассматривались территории Монголии и Казахстана.

У обеих концепций были свои преимущества. Если бы Монголия участвовала в создании и эксплуатации трубы, Россия получила бы стабильного импортёра газа, который ежегодно покупал бы около 5,6 миллиарда кубометров «голубого топлива». Казахстан же уже имел работающие транспортные линии, что позволяло сэкономить на инвестициях.

Однако годы шли, а новый газопровод оставался только на бумаге. Менялось и отношение российских партнёров к проекту. В августе 2024 года азиатские СМИ сообщили, что Монголия исключила российскую трубу из своего плана стратегического развития до 2028 года. В то же время экономика Китая перешла к периоду стагнации, что снова поставило под вопрос необходимость создания ещё одной масштабной системы экспортных поставок топлива из России.

Стоит отметить, что работа над проектом всё же продолжалась. В сентябре 2024 года Владимир Путин заявил, что разработка проектной документации газопровода «Союз Восток», который должен пройти через Монголию, завершена и направлена на государственную экспертизу для оценки воздействия на окружающую среду. А в конце декабря вице-премьер Александр Новак подтвердил начало разработки маршрута газопровода из России через Казахстан в Китай мощностью 45 миллиардов кубометров.

Китай также не стоит на месте. Недавно агентство «Синьхуа» сообщило о сдаче в эксплуатацию магистрали «Тайань-Тайсин» — китайского участка российского проекта, по которому газ из России будет поставляться потребителям Шанхая.

Однако официальный старт строительства «Силы Сибири — 2» непосредственно с сибирских месторождений задерживается китайской стороной. По мнению генерального директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, вопрос сроков начала строительства и сдачи нового газопровода зависит от стоимости российского сырья, по которой оно будет поставляться в Китай.

Пекин, чувствуя своё формальное монопольное положение покупателя газа, настаивает на значительных скидках за сырьё. По данным Bloomberg, цены на российский газ для Китая, согласно прогнозу Минэкономразвития РФ, будут на 28% ниже, чем аналогичные тарифы для Европы. Причём такой дисконт можно считать «умеренным», поскольку ранее Пекин настаивал на скидке в 37%. «Судя по всему, Россия пока не готова пойти даже на такую уступку, что тормозит переход переговоров в финальную стадию», — отмечает эксперт.

Можно назвать и внешние факторы, которые косвенно препятствуют продвижению транссибирской магистрали. По мнению руководителя департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александра Шнейдермана, согласно одной из версий, газопровод будет дублировать поставки топлива в определённые районы Китая из других стран Центральной Азии, что может вызвать недовольство государств бывшего СНГ. «В связи с этим, Россия будет вынуждена учитывать интересы всех участников рынка, чтобы не помешать экспортным планам других стран», — считает аналитик.

Существует и другой вариант, который может ускорить реализацию проекта. Россия может предложить Китаю долю в добыче сырья и допустить азиатских импортёров к своей базе полезных ископаемых. «Аналогичную схему использовали поставщики Туркмении, — напоминает Правосудов. — Пекин предоставил Ашхабаду кредит и технологии, которые позволили увеличить поставки газа с туркменских месторождений в Китай. Заёмные средства Ашхабад возвращал газом».

Очевидно, что такой подход мог бы помочь «Газпрому». Известно, что компания испытывает нехватку свободных средств и сократила инвестиционную программу на 2025 год на 7%. Однако пока неясно, готова ли Россия использовать этот опыт.

Тем не менее, эксперты надеются, что газ по «Силе Сибири — 2» всё же станет доступным для азиатских клиентов. «Нет ничего удивительного в том, что переговоры с Китаем по этому проекту идут так долго и сложно, — говорит ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. — Реализация проекта «Сила Сибири — 1» заняла 15 лет: обсуждение началось в 2005 году, а сдача в эксплуатацию состоялась в конце 2019 года, а первый газ пошёл ещё через год. Кроме цены, Китай также беспокоит вопрос безопасности газопровода от возможных диверсий. Один из участков «Силы Сибири — 2» пройдёт через Монголию. Поскольку у Пекина и Улан-Батора напряжённые отношения, не исключено, что Китай потребует от России гарантий против возможных диверсий, как это было с «Северными потоками». Исходя из этого, можно предположить, что строительство нового газового маршрута начнётся в 2028 году и завершится после 2030 года».

В любом случае, природный газ остаётся важным ресурсом для Китая. «Несмотря на лидерство в производстве электромобилей, наличие собственной сырьевой базы для производства аккумуляторов и монополию на производство солнечных панелей, Китай будет продолжать импортировать газ, — уверен Андрей Лобода. — Однако стоит помнить, что помимо России китайские компании активно импортируют газ из Казахстана, Туркмении, Узбекистана и Мьянмы, поэтому Москве, вероятно, придётся предоставить Китаю определённые преимущества, чтобы укрепить свои позиции на азиатском рынке».

8 января, 2025
Назад На «Манжероке» сняли программу о путешественниках-инвалидах
Вперед Минздрав сообщил о тяжелом состоянии пострадавшего при пожаре в Энгельсе