В Шереметьево и Внуково разработали новые схемы заходов самолетов на посадку - MediaStrana

В Шереметьево и Внуково разработали новые схемы заходов самолетов на посадку

Группа специалистов из авиакомпании «Аэрофлот» и ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (национальный провайдер аэронавигационных услуг, подчиненный Росавиации) разработала новые схемы захода самолетов на посадку в московской воздушной зоне.

Работы по оптимизации воздушного движения проводились с июля 2023 года по январь 2024 года. По информации от «Аэрофлота», новые сокращенные схемы посадки начали использовать авиакомпании группы с 21 марта. Это позволяет сэкономить до пяти минут полетного времени и имеет заметный экономический эффект.

Предполагается, что к концу года «Аэрофлот» сэкономит более 18,6 тысяч тонн топлива, «Россия» — 7,4 тысячи тонн, а «Победа» — 5,6 тысячи тонн. Эта мера также поможет сократить отрицательное влияние углеродного следа на окружающую среду.

В Госкорпорации по организации воздушного движения РБК подтвердили, что с 19 марта введены маршруты прибытия для аэродромов Шереметьево и Внуково. Однако они уточнили, что эти маршруты используются исключительно для расчета топлива и не служат навигационным целям.

Представитель «Аэрофлота» пояснил, что раньше ФГУП предоставлял короткие маршруты только по запросу пилота и использование укороченных маршрутов разрешалось не всегда. Но сейчас короткий заход «законодательно утвержден». Таким образом, сейчас необходимо заправлять меньшее количество топлива на рейс, в то время как раньше всегда заправляли с учетом долгого захода.

«Введенные маршруты позволяют авиакомпаниям рассчитывать топливо, что снижает затраты на полеты», — пояснил представитель Росавиации. Ранее маршруты расчета топлива были внедрены на аэродроме Пулково по инициативе базирующейся там авиакомпании в целях сокращения расхода топлива на этапе планирования полета.

В пресс-службе Шереметьево нас перенаправили к авиакомпаниям и Госкорпорации по организации воздушного движения, а на момент публикации запроса во Внукове не получили ответа.

Начиная с 2022 года Росавиация прекратила публикацию данных о стоимости авиационного керосина на авиационно-заправочных комплексах. Поэтому единственным доступным источником данных является СПБМТСБ со своим индексом авиационного керосина, поставляемого в резервуары воздушного судна в аэропортах Московского авиационного узла. В марте 2024 года этот индекс составил 92,3 тысячи рублей за тонну, что на 16% выше уровня 2023 года и на 26% выше уровня 2022 года.

Цены на авиационный керосин на нефтеперерабатывающих заводах по индексу СПБМТСБ в марте составили 78,5 тысячи рублей за тонну (рост на 12% по сравнению с 2023 годом и на 18% по сравнению с 2022 годом). Все эти данные не учитывают акцизный вычет и демпфер, которые в марте текущего года составляют 3024 рубля и примерно 20,5 тысячи рублей за тонну соответственно.

Внедрение более оптимальных схем захода на посадку связано с введением дополнительных зон ограничения полетов в районе московских аэродромов, рассказал источник РБК среди авиадиспетчеров. Он пояснил: «Были введены дополнительные зоны ограничения, были снижены скорости движения вблизи существующих зон. В связи с этим потребовалось ввести новые маршруты». Другой авиадиспетчер в Шереметьево подчеркнул, что спрямление маршрутов является обычным рабочим процессом «для создания безопасных и конфликтовых схем полетов».

Авиакомпания «Смартавиа», которая также выполняет рейсы в Шереметьево, заявила, что данные спрямленные маршруты не являются новыми, они существовали и ранее. «Однако, согласно статистике, они использовались крайне редко. Единичные случаи использования коротких маршрутов прибытия приводят к реальной экономии топлива», — подчеркнул представитель компании.

Однако «Смартавиа» и дальше будет планировать полеты (и, следовательно, рассчитывать топливо) по самому длинному маршруту прибытия. «Если воздушная ситуация позволяет, диспетчер может установить короткий маршрут, что, конечно, приведет к сокращению как полетного времени, так и расхода топлива. Но планирование полетов по короткому маршруту у нас не предусмотрено», — пояснили в компании.

Известно также, что новые маршруты прибытия в столичные аэропорты введены в авиакомпании «Руслайн» (осуществляет рейсы во Внуково), сообщила представитель компании Олеся Бурдейко. «Топливо экономится за счет более оптимального профиля снижения. Прежние маршруты прибытия предписывали экипажам подниматься на высоту, на которой расход топлива в час увеличивается. Новые маршруты предполагают более плавное, «прерывистое» снижение, что позволяет воздушному судну не совершать горизонтальные полеты на низкой высоте с повышенным расходом топлива», — объяснили в авиакомпании суть изменений. Пока что в «Руслайне» не подсчитали, сколько денег сэкономят на новых схемах — им нужно больше фактических данных по экономии от каждого захода по новому маршруту.

Работа по установлению новых маршрутов, особенно в Московской зоне, представляет собой сложную задачу, требующую учета интересов различных сторон, в первую очередь, силовых структур. Об этом говорит опытный собеседник, тесно связанный с государственной корпорацией по организации воздушного движения. Он отмечает, что новый руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Дмитрий Ядров) ранее работал диспетчером и ему легче принимать решения о новых маршрутах с учетом интересов авиакомпаний.

Проблема легализации практики сокращения времени полета в российской авиации не нова. Поручения по этому вопросу были даны еще в 2016 году. Тогда руководитель группы «S7» Дмитрий Куделькин отмечал, что сокращение продолжительности каждого рейса на пять минут принесет отрасли 15 миллиардов рублей в год.

Летом 2022 года власти разрешили сократить маршрут из Москвы до Сочи и Турции — актуальность проблемы была обострена из-за закрытия части воздушного пространства на юге России в связи с проведением специальной военной операции на Украине. В результате полет до Сочи увеличился (с примерно 2,5 часов до 4 часов) из-за необходимости облетать определенную область. Однако открытый в августе 2022 года более прямой коридор до Сочи позволил сократить время полета на 10-20 минут.

Несмотря на изменение схем захода, авиакомпании не значительно сократят свои расходы. Исходя из оценки стоимости авиационного керосина в марте (92,3 тысячи рублей за тонну), сэкономленная сумма для группы «Аэрофлот» будет составлять около 3 миллиардов рублей до конца года. При этом аналитики компании прогнозируют, что выплаты по керосиновому демпферу в этом году (когда авиакомпании получают компенсацию за рост цен на керосин, если его экспортная цена превышает определенный уровень внутренних цен) составят 125 миллиардов рублей (по всей отрасли). В 2023 году прогнозируется, что объем таких выплат составит 111 миллиардов рублей, что на 15% выше уровня 2022 года. «Такой рост достигнут как за счет увеличения спроса авиакомпаний на керосин в аэропортах с 5,4 миллиона до 5,8 миллионов тонн, так и за счет роста среднегодовой величины демпфера с 17,8 тысяч рублей до 19,2 тысяч рублей за тонну», — отметил старший консультант «Петромаркета» Константин Квон.

Тем не менее, керосин остается одной из основных статей расходов для авиакомпаний. В случае «Аэрофлота», расходы на топливо составляют 37,4% от операционных расходов. Затраты на керосин в 2023 году выросли на 31,5%, до 219,2 миллиарда рублей.

Если посмотреть на количество ежедневных рейсов, выполняемых в Шереметьево и Внуково, даже экономия пяти минут полета имеет значительное значение для отрасли. Это также сокращение вредных выбросов, а также экономия ресурса двигателя. И принципиальный момент в том, что когда время полета сокращается для всей группы «Аэрофлот», это дает больше гибкости в использовании парка и операционной деятельности. Эксперт добавил, что для группы это также означает возможность перевозить больше полезного груза.

 

3 апреля, 2024
Назад Зеленский отменил статус ограниченно годных к военной службе мужчин
Вперед Ученые из США создали препарат, который поможет на диване нарастить мышцы